Таинственный пурпур

История Фиолетового

Фиолетовый – цвет, который чаще всего ассоциируется с магией, тайной и благочестием. Цвет, за которым стоит большая история, напрямую связанная с высшим обществом.

Фиолетовый впервые появился в доисторическом искусстве в эпоху неолита. Художники пещеры Пеш-Мерль и другие неолитические места в Франция использовали палочки марганца и гематитового порошка, чтобы рисовать и изображать животных и очертания их собственных рук на стенах пещер. Эти работы были датированы от 16 000 до 25 000 лет до н.э.

Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам: само название страны «Финикия» (ныне Ливан) восходит к др.-греч. — красный, багряный.

Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э. Пурпур извлекали из различных видов иглянок. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus.

Изготовление пурпура являлось самым прибыльным промыслом Финикии и велось с большим размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся отходы производства. Главными центрами пурпурной промышленности стали Тир и Сидон, но самыми красивыми считались ткани из Тира. Они же были и самыми качественными — их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце.

Процесс изготовления красителя был долгим, сложным и дорогостоящим. Он включал в себя ферментацию моллюсков в течение многих часов в сосуде, закрытом от воздуха, при +50 градусах Цельсия в слабо-щелочной водной среде. Ткань пропитывают этим основанием и выносят на воздух, под действием кислорода лейкооснование снова переходит в нерастворимый пурпур, прочно связанный с тканью. Процесс должен был быть остановлен ровно в нужное время, чтобы получить желаемый цвет, который мог варьироваться от багрового до фиолетового, однако был богатым, ярким и глубоким.

Тирский пурпур стал цветом царей, дворян и священников. Однако после падения Константинополя в 1453 году, фиолетовый цвет потерял свой имперский статус. Постепенно алый цвет, получаемый из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили, стал королевским цветом в Европе.В 18 веке фиолетовый по-прежнему носила Екатерина Великая и другие правители, епископы и в более светлых оттенках члены аристократии, но редко обычные люди, из-за ее высокой стоимости. Но в 19 веке это изменилось.

Новая страница в истории фиолетового.

В 1856 году восемнадцатилетний Уильям Генри Перкин учился в Королевском колледже химии и считался одаренным студентом. Перкин любил химию, поэтому обустроил импровизированную лабораторию на чердаке родительского дома в лондонском Ист-Энде. 

Однажды, когда юноша мыл пробирки, он заметил на дне какой-то черный осадок, который, по его собственному признанию, сперва собирался выкинуть, но потом передумал. Оказалось, что раствор этого вещества имеет очень красивый оттенок. Это мовеин, первый из синтетических красителей, лилового цвета.


Сначала юный химик назвал свое открытие по другому, а именно "тирский пурпур", в честь города Тира, где производили пурпурную краску: об этом Перкин узнал еще в школе на уроках латыни. Название было выбрано с дальним прицелом: акцент делался на роскошь, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Чуть позже молодой человек понял, что историческая аллюзия не сработала, и в срочном порядке переименовал краску, назвав ее на этот раз в честь цветка мальвы.



Перкину повезло. Он открыл весьма подходящий цвет. В тот год королева Виктория распорядилась изготовить ко дню рождения супруга новый шкаф и пригласила известного французского ремесленника, который вдохновился севрским фарфором, и на створках кабинета расцвели бирюзовые и розовые цветы вокруг двух прелестных светловолосых девушек в пурпурных платьях. Вскоре всем модницам срочно потребовались платья именно такого оттенка, и Перкин, как раз основавший вместе с отцом и братом красильную фабрику, разбогател еще до своего двадцать пятого дня рождения. 

Если бы не его открытие, красильщикам пришлось бы смешивать индиго и марену, но цвет, получившийся в результате, все равно проигрывал бы синтетической краске Перкина.


Анилиновые красители быстро завоевали мир. Мода на фиолетовый то отступала, то снова возвращалась, в эпоху модерна лиловые и фиолетовые снова были в моде.



Источники: https://clck.ru/SJ8AQ ; https://clck.ru/SJ8Bm ; https://clck.ru/SJ8Df .